"Батенька"-должник: сетевые издатели набрали кредитов у микрофинансовых контор

Основатели онлайн-издания "Батенька, да вы трансформер" брали микрокредиты на зарплаты сотрудникам. Уникальная бизнес-модель.

Первый иск – на возврат почти десяти с половиной миллионов рублей. Второй – на сумму более двух миллионов. И оба от микрофинансовых организаций. Можно подумать – очередная история судебных разбирательств с каким-нибудь рядовым любителем быстрых кредитов под гигантские проценты.

И тем интереснее узнать личности фигурантов. Согласно сообщениям СМИ, никто иные, как Егор Мостовщиков и Антон Ярош. Основатели издательского дома "Мамихлапинатана". Известные, прежде всего, весьма популярным у определённой аудитории интернет-журналом "Батенька, да вы трансформер". А также несколькими другими проектами.

Получается – просрочили даты платежей, влезли в серьёзные долги. Причём брали-то деньги не у солидных банков, а именно у микрофинансовых контор. Где кредитуют практически всех подряд без лишних вопросов, на упрощённых условиях – зато с огромной ставкой. Собственно, одна из этих самых контор – так и вовсе потребовала арестовать счета ответчиков.

В общем, весьма странный расклад – для пары вроде бы опытных и успешных медиаменеджеров.

Егор Мостовщиков признает: с банками у него работа не задалась. Вот и решил просить денег у микрофинансовых организаций. Чтобы выплачивать своим сотрудникам зарплаты и гонорары. Система эта работала, пока якобы не вмешалась пандемия.

"Мы выплачивали все задолженности в срок, но потом началась пандемия, наша выручка существенно снизилась и пошли задержки по платежам", – пишет Мостовщиков.

Хотя, бывшие сотрудники издания говорили, мол, нередко вместо денег за материалы им платили "заверениями в любви и обещаниями светлого будущего". С кредиторами такой вид расчетов – не сработал.

Комментируя эту историю в своем телеграм-канале, журналист Олег Кашин заявил, что поведение основателя "самиздата" похоже на действия сумасшедшего

"Как сходят с ума игроманы или алкоголики, когда смотришь в глаза контрагенту и говоришь, старик, я тебе завтра все отдам, у меня новый клиент, заплатит мне денег, и сразу же жди завтра, после обеда – он даже не врет, он в таком сдвиге сознания уже, что об этом надо говорить, что на наших глазах милый, симпатичный молодой человек и его товарищ сошли с ума, у них уехала кукушка", – считает Олег Кашин, журналист.

Искать поддержки у микрофинансовых организаций – способ для СМИ скорей экзотичный. Куда чаще российские издания используют другие варианты заработка. Речь, например, о платной подписке или о донатах – призывах к зрителям совершить перевод средств.

"Это фримиум модель, мы даем бесплатный контент, люди переводят сумму, некоторые 50 рублей, некоторые – 50 тысяч. Модель платной подписки не так хорошо заходит. Люди в России привыкли получать контент бесплатно", – отмечает Руслан Осташко, политолог, главный редактор PolitRussia

Еще один способ привлечь средства – ответы за плату. Практикуется, например, радиостанцией "Эхо Москвы", и не первый год. Ценник долгое время варьировался в районе 15 тысяч за вопрос.

"Ну, если есть желающие заплатить "Эху Москвы" за то, чтобы их вопрос был озвучен… В ютубе это обычная практика, в стримах люди могут задавать платные вопросы, комментарии, это дает возможность зарабатывать и стримерам, и журналистам", – поясняет Петр Лидов-Петровский, директор по коммуникациям МИА "Россия сегодня".

То есть вариантов справиться с финансовыми трудностями у СМИ немало. И поход в микрофинансовую организацию выглядит решением, мягко говоря, недальновидным.

"Те же юрлица, СМИ или блогеры, которые обращаются к помощи финансовых организаций, для меня вообще – это показатель крайне невысокого уровня профессионализма, значит, у них нет аудитории, рекламодателей и возможности зарабатывать деньги", – заключает Руслан Осташко, политолог, главный редактор PolitRussia.

Теперь создателям проекта "Батенька, да вы трансформер" остается надеяться на мировое соглашение. Только пойдут ли на это кредиторы? Которые уже пытались через суд арестовать счета издательского дома Мостовщикова.