Русское географическое общество обследует северные памятники

Мезенское отделение Русского географического общества провело обследование памятников градостроительства и архитектуры на территории Мезенского и Лешуконского районов. Во время полевых выездов выявлено немало объектов, на которых закреплены таблички, что памятники регионального значения подлежат государственной охране.

Мезенское отделение Русского географического общества провело обследование памятников градостроительства и архитектуры на территории Мезенского и Лешуконского районов. Во время полевых выездов выявлено немало объектов, на которых закреплены таблички, что памятники регионального значения подлежат государственной охране. Однако большинство из них находятся в плачевном состоянии.

Покосившееся стены и полная разруха. Когда-то в этом доме жили известные ремесленники Шишовы. А сама деревня Палащелье была центром росписи по дереву. Теперь это памятник, охраняется государством. Но даже соответствующая табличка на стене давно облезла.

— Всё уже рухнуло, охранять тут уже нечего.Часовне святого великомученика Георгия Победоносца в соседней Палуге — повезло больше. Она хоть и не является объектом культурного наследия, за ней ухаживают жители. Сколько лет часовне — точно не известно. Вероятно, ее построили, чтобы укрыть большой православный крест.

— Это был сперва крест поставлен. А потом возле креста поставили эту часовенку, чтобы его сохранить.Обследование памятников проводит Мезенское отделение Русского географического общества. В Мосеево специалистов интересует два объекта — баня Мишуковой и амбар 19-го столетия. За их восстановление готовы взяться в деревне. Но на это нет законного основания.

Виктор Мишуков, житель д. Мосеево считает:

— Заменить надо фундамент — это первое основное. Ну, и крышу. Крыша тоже у него в негодность приходит. Надо восстановить, как он был. Сделать также как он первоначально был. Потому что есть фотографии он был в хорошем состоянии. А сейчас он покосился и все остальное.

В деревне Черсова так и погибла бы церковь Кирика и Улиты. Но жители сумели найти деньги, собрали собственную бригаду. Отремонтировали окна и крышу. Оставалось только восстановить звонницу и консервация церкви была бы завершена. Как вдруг на здании появилась табличка, а у памятника — статус регионального значения. И без особого разрешения вести здесь работы стало нельзя.

Олег Коткин, председатель Мезенского отделения Русского географического общества сообщил:

— В Мезенском и Лешуконском районах немало памятников деревянного зодчества, которые заслуживают пристального внимания по их изучению и сохранению. И в тоже время на некоторых из них висят таблички "Охраняется государством" и чаще всего носят формальный характер.В региональной инспекции по охране культурного наследия отмечают: у каждого памятника есть собственник, он должен следить за его сохранностью. Общественники могут взять шефство. Но все же для начала надо найти собственника. Вот только сколько времени уйдет на поиски? Ведь через несколько лет от памятников деревянного зодчества может не остаться даже развалин.