Повысятся ли цены на бензин после введения новых стандартов для АЗС

1 октября в России вступает в силу новый стандарт оборудования на АЗС. Речь идет о рекомендациях по оснащению бензоколонок новым программным обеспечением, которое сможет отследить недолив топлива. Некоторые эксперты прогнозируют, что из-за слишком высокой стоимости нового оборудования могут закрыться около тридцати процентов небольших АЗС в регионах.

1 октября в России вступает в силу новый стандарт оборудования на АЗС. Речь идет о рекомендациях по оснащению бензоколонок новым программным обеспечением, которое сможет отследить недолив топлива. Некоторые эксперты прогнозируют, что из-за слишком высокой стоимости нового оборудования могут закрыться около тридцати процентов небольших АЗС в регионах.

Новый ГОСТ – новые штрафы, считает владелец автозаправочной станции Алексей Трепалин. Предыдущий стандарт регламентировал погрешность при заправке топливом – не больше половины миллилитра на один литр. Теперь эта цифра вдвое меньше, а каждую каплю не подсчитаешь, уверен бизнесмен. Да и оснастить колонку новыми умными датчиками для среднего бизнеса задача не по карману.

"Такие капиталовложения серьезные, связанные с заменой всего парка колонок, они могут привести к сокращению мелких независимых АЗС. Просто предприниматели начнут уходить с рынка. Соответственно, это не нужно никому, и мы надеемся, что такой путь реализован не будет", – сказал Трепалин.

В одном из пунктов нового ГОСТа прописано, что все топливораздаточные колонки на АЗС с первого октября должны быть оснащены современным программным обеспечением, которое кроме прочего, может отследить недолив топлива. Всего в России около 25 тысяч заправок, из которых только 40 процентов это крупные федеральные бренды. Большинство –мелкие региональные сети или единичные заправки.

"Мы можем получить очень серьезное сокращение инфраструктуры. Малонаселенные регионы, где стоят заправки с малым проливом, могут просто остаться без заправок. Потому что заправки не смогли перевооружиться, не смогли начать соответствовать новым требованиям", – считает президент Независимого топливного союза Павел Баженов.

Так могло случиться, если бы новый ГОСТ стал обязательным требованием. Но он носит рекомендательный характер. Переоборудовать старые колонки новым ПО невозможно физически. Да и отечественные производители оборудования говорят, что проектирование и сертификация новых датчиков займет минимум год. При этом стоимость соответствия новому стандарту исчисляется миллионами рублей.

"Стоимость колонки от пятисот тысяч до полутора миллионов. Если мы берем четырехпродуктовую, восьмипистолетную, в среднем которая стоит на заправке., умножаем это на от четырех до восьми колонок на заправке. Это примерный бюджет только колонок, не считаю работ, проектов и остальных затрат, которые могут быть", – отметил владелец торговой марки оборудования для АЗС Эдуард Анимаев.

В Российском топливном союзе уверяют: из-за ГОСТа никто не закроется. Да и причин для роста цен на бензин и солярку нет. Системы отслеживания недолива будут стоять на АЗС, которые сейчас только в проектах.

"Во-первых, любой ГОСТ у нас это документ добровольного применения. Во-вторых, закон обратной силы не имеет. Если ваше оборудование установлено и сертифицировано, оно и будет работать до тех пор, пока не выйдет из строя и пока не будет меняться на новое оборудование", – отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Принятие этого ГОСТа назрело из-за массовых случаев разоблачения АЗС покупателями. Эксперты считают, что новый стандарт это всего лишь один из первых этапов решения проблемы недолива топлива на российских заправках.