Атомоход "Арктика" штурмует Норвежское море

Атомный ледокол проходит акваторию Норвежского моря. Шторм, что был накануне, позади, и скоростные ограничения сняты. Сейчас "Арктика" движется со скоростью 15 узлов при относительно спокойном ветре в ясную погоду. А это значит, что атомоход хорошо виден встречным судам, на расстоянии до 10 морских миль.

Атомный ледокол проходит акваторию Норвежского моря. Шторм, что был накануне, позади, и скоростные ограничения сняты. Сейчас "Арктика" движется со скоростью 15 узлов при относительно спокойном ветре в ясную погоду. А это значит, что атомоход хорошо виден встречным судам, на расстоянии до 10 морских миль.

А с ним – и триколор, в цвета которого расписана надстройка. Она возвышается над уровнем моря более чем на 20 метров. Привлекает внимание не только встречных судов, но и гостей с берега, тех, что поменьше.

Над "Арктикой" вертолет кружил около получаса. Его экипаж через распахнутые двери проводил замеры, пока ветер не усилился. Стоило волнам подняться, как пропали и военные иностранные корабли, то и дело сопровождавшие атомоход. Эти "попутчики", в отличие от ледокола, работать в условиях шестибального шторма, не могут.

"Арктика" прошивает многометровые волны, брызги от которых поднимались на десятки метров вверх, достигая мостика. Иван Курбатов, один из трех старших помощников капитана говорит: этот шторм куда серьезней тех, что были на Балтике, но каких-то нештатных ситуаций на ледоколе не спровоцировал.

"Попадали в волнишку, она была меньше, более беспорядочная, тут океанская волна длиннее, судно ведет себя неплохо, очень хорошо показывает себя", – поясняет Иван Курбатов, старший помощник капитана ГУАЛ "Арктика".

Но признается: его, судоводителя, в первую очередь интересует, как покажет себя ледокол в экстремальных условиях Арктики.

"Я ждал с точки зрения судовождения, как себя будет вести. И еще жду, когда мы войдем в лед, как во льдах себя показывать себя. Когда вообще вышли на ходовые испытания, почувствовал отличия этого ледокола от других – он очень хорошо управляется", – продолжает старпом Курбатов.

Для того, чтобы управлять атомоходом в шторм, капитану даже не потребовалось увеличивать мощность энергоустановки. Главный физик ледокола, Иван Федорков, говорит: напротив, из-за снижения скорости, реакторы были загружены не больше чем на 40 процентов.

"Установка, такое ощущение, не сильно заметила это море. Во всем оборудовании в тех описаниях прописаны условия работы – этот шторм, который мы испытывали, качка, крен, дифферент – можно сказать, не особо заметно", – отмечает Иван Федорков, главный физик "Арктики".

За безопасностью следят операторы. На их рабочих местах – информация с сотен датчиков, которые фиксируют любые, даже малозначительные, изменения.

"Безопасность – в современных решениях, уровня автоматизации процессов и контроля. Реакторы от проекта к проекту нашпиговываются все большим количеством датчиков, инфа от них стекается в ЦПУ", – рассказывает Иван Федорков.

Проверку стихией выдержали и агрегаты машинного отделения: двигатели, генераторы. Которые питают системы жизнеобеспечения ледокола, задействованы в его управлении

Испытание штормом – позади. До встречи "Арктики" со льдами остаются считанные дни.