Самокатчики, скейтеры и роллеры перестанут считаться пешеходами

Скорость не больше 20 километров в час, новые правила и знаки. Совсем скоро опасная езда на электросамокате, гироскутере, моноколесе и даже роликовых коньках будет вне закона. Владельцы этих средств передвижения перестанут считаться пешеходами и начнут нести ответственность за аварийное катание.

Скорость не больше 20 километров в час, новые правила и знаки. Совсем скоро опасная езда на электросамокате, гироскутере, моноколесе и даже роликовых коньках будет вне закона. Владельцы этих средств передвижения перестанут считаться пешеходами и начнут нести ответственность за аварийное катание.

Электроскутерист наехал на мальчика в центре Москвы на глазах его отца. Эти страшные кадры зафиксировала камера наружного наблюдения. Удар был такой силы, что у пострадавшего начались судороги.

"Вижу, как он летит спиной назад, головой бьется об асфальт, сверху на него падает самокатчик", — рассказывает отец пострадавшего Василия Гарькушов.

13-летний подросток попал в больницу с тяжелейшим сотрясением мозга. Травма настолько серьезная, что он даже на время потерял память.

Владельцы подобных средств передвижения часто маневрируют на больших скоростях и представляют реальную угрозу как для пешеходов, так и для водителей.

"Тут максимальная скорость до 70 километров в час. Запас хода порядка 80 километров", — демонстрирует свою технику директор магазина по продаже электросамокатов Леонид Качан.

А это кадры из Северной столицы. Машины едут на зеленый сигнал светофора. Неожиданно на пешеходный переход на большой скорости вылетает парень на самокате. Водитель "Мерседеса" даже не успевает среагировать.

"В последнее время творится беспредел: многие люди выезжают на самокатах на дороги общего пользования, где передвигаются машины. Без шлемов, без защиты. Многие самокаты разгоняются до 80-100 километров в час. И это по пешеходным дорожкам, где передвигаются дети, люди обычные со скоростью 5 километров в час. Это, конечно, неправильно", — комментирует ситуацию тренер по экстремальному самокату Артем Чернявский.

Парадокс в том, что такие лихачи даже не считаются участниками движения. Формально они просто пешеходы. На сегодня электросамокаты, сегвеи и гироскутеры, по сути, вне закона.

"Пока Правилами дорожного движения не предусмотрено наказания данных участников дорожного движения", — разъясняет инспектор ДПС ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по городу Москве Алексей Козубовский.

Впрочем, это не помешало, например, руководству Центрального парка культуры и отдыха в Санкт-Петербурге запретить электросамокаты и моноколеса. Кататься там можно только на велосипедах со скоростью 10 километров в час. Нарушителей этого режима будет ловить патрульная служба парка.

Некоторые инспекторы ДПС тоже придумывают свои способы наказания. Так, на севере Москвы 17-летнего Матвея полицейские оштрафовали на 250 рублей. Подросток проехал на самокате по зебре на разрешающий сигнал светофора.

"В протоколе было указано, что совершил нарушение правил движения на велосипедах и мопедах, но в пояснении было указано, что управлял самокатом", — говорит Матвей.

Подростку в итоге удалось обжаловать штраф. Однако скоро избежать ответственности уже не получится. Минтранс готовит масштабные изменения в правила. Электросамокаты, моноколеса, скейтборды, гироскутеры и даже роликовые коньки можно будет использовать, но с ограничениями.

"Предусматривается введение пятой категории участников дорожного движения. Это так называемые лица, использующие средства индивидуальной мобильности", — разъясняет заместитель директора Департамента государственной политики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Министерства транспорта РФ Владимир Луговенко.

Передвигаться на самокатах нужно будет только по велополосе. Выезжать на тротуар можно, но только если не создаются помехи для пешеходов. Максимально допустимая скорость — 20 километров в час. Кроме того, для владельцев такого транспорта введут новые знаки. Пьяным кататься запретят. Правда пока к правилам есть немало вопросов. Непонятно, кто и как будет контролировать их соблюдение и как спорные ситуации будет трактовать суд.

"Раз нет транспорта, значит, никакой повышенной ответственности нет. Соответственно, и суды назначают компенсацию исходя из того, было ли средство повышенной опасности или же просто человек толкнул человека. В этом случае ответственность в четыре раза меньше, чем, допустим, ответственность водителя", — отмечает председатель общественного движения "Союз пешеходов" Владимир Соколов.

Когда нововведения вступят в силу, пока неизвестно. Минтранс изучает поступающие замечания и предложения. Проект документа уже находится на обсуждении в правительстве. Насколько эффективными окажутся поправки, будет известно еще не скоро.