Навальный потерялся вслед за Скрипалями, породив спекуляции вокруг СП-2

Российское Министерство иностранных дел опубликовало комментарий, где сообщает, что группу боевых отравляющих веществ, которую принято называть "Новичком", долгие годы разрабатывали специалисты стран НАТО.

Российское Министерство иностранных дел опубликовало комментарий, где сообщает, что группу боевых отравляющих веществ, которую принято называть "Новичком", долгие годы разрабатывали специалисты стран НАТО. Более того, разработчикам технологий боевого применения "Новичков" в Соединенных Штатах Америки выдали более полутора сотен патентов.

Яд группы "Новичок" вновь всплыл в заявлениях германского правительства, где утверждается, что именно "Новичком" якобы отравлен блогер Навальный, которого вот уже две недели как держит в коме берлинская клиника "Шарите". Заявление Меркель ожидаемо взбудоражило немецкую политическую жизнь. Впрочем, не только немецкую.

Немецкая клиника с французским названием "Шарите" ("Милосердие"), с которой в России познакомились благодаря сериалу "Семнадцать мгновений весны," очень популярна среди политиков с постсоветского пространства: здесь лечились Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Эдуард Шеварнадзе, Юлия Тимошенко. В 2004 году врачи клиники помогли Виктору Ющенко выиграть президентские выборы на Украине, поставив ему не подтвержденный никем диагноз об отравлении диоксинами. Теперь здесь на обследовании и лечении находится – фронтмен российской оппозиции Алексей Навальный. Хотя правильнее, наверное, сказать, что "Шарите" – это то место, где следы Навального теряются.

Российский оппозиционер был доставлен в Берлин самолетом Бундесвера 22 августа. В качестве личного гостя канцлера. По официальной информации, на тот момент – в стабильно тяжелом состоянии, введенный в искусственную кому.

Кортеж из 13 автомобилей скорой помощи, пожарных, криминальной и патрульной полиции в сопровождении эскорта мотоциклистов доставил Навального в "Шарите". Госпиталь взят под усиленную охрану. В тот же день пресс-служба больницы сообщила о том, что у Навального подавлена холинэстераза – фермент, отвечающий за функционирование нервной системы, что указывает на отравление. И, в общем-то, все: в течение последующих 11 дней информации о том, что происходит с Навальным, нет.

Только раз проскакивает сообщение по существу: анализы отправлены на исследование в лабораторию фармакологии и токсикологии Бундесвера в Баварии, специалисты вышли на контакт с британским химико-биологическим центром в Портон-Дауне, известным по истории с загадочным отравлением Скрипалей.

По страницам газет и сайтов снова начинает гулять "Новичок". Наконец, 2 сентября ведомство федерального канцлера выпускает пресс-релиз с совещания канцлера и ключевых министров по делу Навального. "Без сомнений" – эта вводная конструкция повторяется теперь постоянно, как прежде повторялось highly likely: Навальный стал жертвой отравления. Вскоре появляется и сама Меркель.

Сенсации не получилось. Несмотря на то что, по информации журнала "Шпигель", эксперты Шарите не смогли обнаружить в крови Навального следов боевого яда и по этой причине к делу подключились химики Бундесвера, страдательное наклонение "был отравлен" немецкие медиа применили к Навальному еще до того, как его привезли в Берлин. То есть аудиторию заранее подготовили к приему новых данных. Помимо министра иностранных дел Хайко Мааса к информационной кампании подключили шефа Бундесвера и лидера правящего ХДС Аннегрет Крамп-Карренбауэр. Собственно, она первой, раньше Меркель, озвучила результаты работы ведомственной лаборатории.

Германия, да и вообще весь мир, ждут от Москвы объяснений, расследования и наказания виновных, дал понять Маас. А Берлин, не дожидаясь ответов, будет работать над формированием единой позиции по делу Навального в Европе и НАТО. Генсек альянса Столтенберг откликнулся незамедлительно.

Вообще-то единство и согласие – это сейчас не про НАТО. Столтенберг уполномочен озвучивать якобы общие позиции по не принципиальным вопросам. Особенно на фоне реальных кризисов, грозящих тем, что генсек Альянса просто останется без работы. Турция и Греция выясняют отношения в Средиземном море – они стоят фактически на грани войны. А президент США, как пишет NT, в случае победы на выборах в ноябре собирается вывести Штаты из НАТО. Непублично он не раз высказывался о том, что видит в этом одну из своих задач на следующий президентский срок. Что касается дела Навального, Трамп на неделе реагировал осторожно.

А неизвестно, кто их видел, и существуют ли эти доказательства в природе. До сих пор нет никакой реакции на обращение Генеральной прокуратуры России к Министерству юстиции Германии об обмене данными. А на вопрос журналиста RT Deutsch, готов ли Берлин сотрудничать с Москвой в этом деле, пресс-секретарь Меркель Зайберт заявил, что это уже не касается двусторонних отношений, – все материалы переданы немцами в Брюссель, в Организацию по запрещению химического оружия, и разбираться надо на ее площадке.

Алгоритм действий, знакомый по Солсбери: человек, у которого есть или были разногласия с российской властью, внезапная кома, обвинения в отравлении, исчезновение жертвы из поля зрения и темный омут ОЗХО. На поверхность всплывают информационные пузыри и санкции.

В рядах противников газопровода "Северный поток-2" царит небывалое оживление. Немецкие "зеленые" требуют остановить проект немедленно. Однопартиец Меркель глава парламентского Комитета по внешней политике Норберт Ретген указал на то, что у Германии, наконец, появился повод отказаться от газопровода, не теряя при этом лица.

Навальный, "Новичок", "Северный поток-2" – все это сломало информационную повестку. На этой неделе немцы изначально настраивались обсуждать другие события. "Ангела, народ пришел!" – скандировали демонстранты, собравшиеся 29 августа в центре Берлина. Сложно сказать, сколько их было, – городские власти насчитали 38 тысяч, но организаторы говорили о четверти миллиона. Это был протест против чрезмерных действий властей по борьбе с коронавирусом. Его организовали ребята из общественной группы Querdenken – "Поперечное мышление". Один ее из лидеров – Штефан Бергман – пришел на интервью босиком.

"В силе остаются серьезные ограничения. К примеру, на индустрию массовых мероприятий наложен запрет. В других сферах работа осложнена. Компенсации минимальные, хотя о них и много говорят. Если же вы пообщаетесь с людьми, то де-факто выплаты слишком маленькие либо вообще не доходят до адресата. Спортивные мероприятия проходят без зрителей, спортивные секции не могут возобновить работу, службы в церквях были запрещены. Мы не верим, что вирус связан с такой огромной опасностью", – заявил Штефан Бергман.

Общенациональная акция привлекла разные людей, некоторые из которых немедленно вступили в пререкания с полицией, что в Германии заканчивается плохо. Причем не для полиции. Сеть заполнена роликами жестких задержаний при практически полном отсутствии насильственных действий в адрес правоохранителей.

Особенно яркими оказались эпизоды взаимодействия полиции с людьми, выступавшими под черно-бело-красными кайзеровскими флагами. Здесь есть неприятный шлейф. Дело в том, что в 90-е эту символику для самоидентификации использовали откровенные неонацисты. И теперь ее переняли так называемые рейхсбюргеры – германский социальный феномен. Маргинальный с точки зрения власти и медиа. Дело в том, что рейхсбюргеры не считают ФРГ юридически оформленным государством. Они полагают, что страна до сих пор находится под оккупацией союзников, и требуют, чтобы Россия и США освободили немцев, через подписание мирного договора. Люди искренние в своих парадоксальных убеждениях и как следствие легко возбудимые.

"Мы сейчас должны доказать, что мы все здесь! Мы поднимемся туда, чтобы здесь и сейчас вернуть себе этот дом!" – за эти слова специалисту по нетрадиционной медицине Тамаре Киршбаум грозит реальный срок, потому что дом, о котором она говорила, был Рейхстагом, и разгоряченная митингом толпа действительно ринулась вверх по лестнице, где у стеклянных дверей парламента дежурили всего лишь трое полицейских. Им теперь – персональная благодарность от канцлера, а Тамаре – до трех лет тюрьмы.

Атилла Хильдманн – этнический турок, автор кулинарных бестселлеров и один из идеологов движения рейхсбюргеров. 29 августа был задержан у российского посольства, куда привел часть своих сторонников. Точка не была согласована под митинг, поэтому полиция не дала господину Хильдманну договорить – спецназ заломил ему руки и, применив удушающий прием увел в автозак, после чего аналогичные действия были совершены против других участников мероприятия. Встречаемся с Атиллой на месте событий. На интервью согласился, чтобы еще раз потребовать свободы для Германии, но дело Навального стал комментировать без наводящих вопросов.

"Мы не глупые, немцы очень внимательны и разумны. Мы видим, насколько враждебно по отношению к России настроены местные. Случай с Навальным целенаправленно используется, чтобы агрессию НАТО можно было легитимизировать. Немцы поддерживают Путина, немцы хотят мира", – сказал Хильдманн.

Некоторые комментаторы, оценивая выступление Меркель по делу Навального, отметили, что прозвучало оно как ультиматум. 1 сентября, находясь в Передней Померании, в собственном избирательном округе, который, как и вся федеральная земля, получает доходы от эксплуатации "Северного потока-1" и в перспективе будет получать от "Северного потока-2", Меркель говорила о том, что этот проект должен быть завершен. Однако резкое изменение интонации в адрес России на следующий день дало противникам газопровода основания радоваться, а сторонникам – беспокоиться. К последним относится министр экономики и энергетики Германии Петер Альтмайер – его, кстати, позже не было на совещании у Меркель.

Раздражение спекуляциями вокруг газопровода в интервью Frankfurter Allgemeine высказал также шведский премьер-министр Стефан Левен. Ясно, что отказ от завершения проекта для немецких властей, безусловно, повлечет за собой имиджевые и финансовые потери. Кроме того, погрузит российского-германские отношения в ледниковый период, хотя даже мысль об этом кого-то, может быть, и согреет.