Книжный вор или просто интересующийся читатель: зачем чиновники ввели запрет на фотографирование книг

Гайки скоро закрутят – запретят фотографировать книги в магазинах. Борьба с пиратством. Насколько оправданы такие способы. И сколько времени уйдет, чтобы отснять "Войну и Мир"?

Гайки скоро закрутят – запретят фотографировать книги в магазинах. Борьба с пиратством. Насколько оправданы такие способы. И сколько времени уйдет, чтобы отснять "Войну и Мир"?

Отменить книгу жалоб и предложений – как анахронизм – и разрешить продавцам оформлять ценники в электронном виде. Предложения от Минпромторга, в котором посчитали нужным обновить некоторые устаревшие правила продажи. В разработанном ведомством проекте – почти сотня пунктов, ближайшие две недели – все они должны пройти общественную экспертизу. Вот только пока – больше всего внимания уделяется лишь одной инициативе.

Номер 78, в разделе о печатном рынке. Касается того, как именно потенциальный покупатель должен вести себя в книжном магазине. Ну, во-первых, имеет право без проблем ознакомиться с содержанием. Тут всё понятно. Но вот дальше наоборот – вводится строгое ограничение. "Копирование и фотографирование книг недопустимо". Причём, согласно букве закона, действовать запрет будет до момента покупки.

По мнению авторов проекта, санкции против читателей с фотокамерой нужны "в связи с развитием технологий", то есть – для защиты авторских прав. Однако, сама идея вызвала весьма неоднозначную реакцию, многие усомнились, что пираты и в самом деле ходят на охоту в книжные лавки.

Роман-эпопея Льва Толстого – "Война и Мир". Одно из крупнейших произведений литературы. Количество страниц – 1360. На секундочку, чтобы перефотографировать их, в фокусе, с разметкой, потребуется более пяти с половиной часов. "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына – 1424 страницы, и 6 часов работы фотографом.

Посчитать сколько времени уйдет, копируя камерой телефона 55 томов произведений отца мирового пролетариата В.И. Ленина – вообще даже страшно подумать. Но, как показывает практика, все возможно, если только захотеть. И никто пока этого делать не запрещает.

Моему коллеге понадобился час, чтобы перефотографировать один из бестселлеров. Но вопрос в другом. Странной инициативу считают и сами издатели. Для чего так сложно, когда бороться с пиратством нужно при помощи других инициативами?

"Для нас неожиданностью стала эта инициатива. Мы узнали о ней на первом дне международной книжной ярмарки. Это какая-то не проработанная инициатива с представителями книжной отрасли. У нас сейчас упал трафик в книжных магазинах после локдауна, людей стало меньше. А мы часто используем как издатели конкурсные моменты, такие, чтобы пользователь сфотографировал книгу и выложил себя в интернет", – недоумевает Екатерина Кожанова, издательство "Эксмо".

То есть, даже издатели, которые страдают и теряют миллионы от "пиратства" в том же интернете, говорят, что продвижение и популяризация книжной отрасли уж точно не пострадает от странных людей, желающих потратить 6 часов на фотографирование той же "Войны и Мира". С пиратством надо, конечно, бороться, но уж явно не такими инициативами. В случае принятия такого закона, потребительский спрос на "бумажную печатку", и так рухнувший в последние десятилетия – может еще больше просесть.

"Человек, находясь в книжном магазине, захочет узнать, хочет он покупать эту книгу или нет. У нас есть такой ресурс в отрасли LiveLib, где может человек отсканировать штрих-код, и узнать, какие у нее оценки, например, стоит ее покупать или не стоит, и формально он не сможет это сделать, потому что он должен будет навести свой телефон на книгу", – считает генеральный директор группы компаний "ЛитРес" Сергей Анурьев.

Уж кто-то должен быть, казалось, доволен – так это авторы. Ан нет. В реалиях современных технологий (видимо не дошедших до некоторых чиновников в некоторых министерствах), даже топовые писатели, страдающие как никто от пиратства, понимают – эта инициатива абсолютнейшая утопия.

"Мужчина, у которого жена в больнице, и он прибежал в книжный магазин, и жена ему говорит: купи, пожалуйста, вот два детектива и ту, где она пишет про онкологию – я очень ее хочу. И бедный муж, стоя, он меня не читает, перед моими полками начинает снимать и отправлять жене: эту? Эту? Может эту? Лишить его этой возможности? Нет. Я разрешу", – категорически заявила Дарья Донцова.

Очень бы хотелось, говорят профессионалы отрасли, чтобы прежде, чем проявлять подобные инициативы, чиновники советовались. Иначе, не ровен час, в магазинах вообще запретят брать книги с полок и даже их листать.