Прощание с Борисом Клюевым и Ириной Печерниковой: что актеры желали самим себе

Сразу два выдающихся актера советского кинематографа Борис Клюев и Ирина Печерникова ушли из жизни, так и не пережив этой осени. Прощание с Борисом Клюевым пройдет в Малом театре, где он служил более полувека. Зрители помнят актера и по киноролям – графа Рошфора в "Трех мушкетерах", агента Трианона в "ТАСС уполномочен заявить". А скончавшуюся накануне Ирину Печерникову называли "советской Одри Хепберн".

Сразу два выдающихся актера советского кинематографа Борис Клюев и Ирина Печерникова ушли из жизни, так и не пережив этой осени. Прощание с Борисом Клюевым пройдет в Малом театре, где он служил более полувека. Зрители помнят актера и по киноролям – графа Рошфора в "Трех мушкетерах", агента Трианона в "ТАСС уполномочен заявить". А скончавшаяся накануне Ирина Печерникова, которую еще называли "советской Одри Хепберн", в одночасье стала звездой после выхода на экраны ленты "Доживем до понедельника".

Да, у меня онкология, не скрывал Борис Клюев. Наоборот, своим примером хотел помочь тем, кому с таким диагнозом было страшно.

"Я считаю, что я прожил хорошую красивую жизнь. И поэтому, если Бог решит забрать меня, я к этому очень спокойно отнесусь", – заявлял актер Борис Клюев.

Ему верили, благодарили за роли, признавались в любви. Клюеву-Трианону женщины не давали прохода.

"На третий этаж ко мне по трубе залезали", – смеялся актер, рассказывая о своей популярности у женской аудитории.

История реальной измены, описанная Юлианом Семеновым, превратила негодяя в народного любимца.

"В моей картине "ТАСС уполномочен заявить" он сыграл не лучшего из людей, но сыграл так, что прославился на всю страну", – констатировал режиссер Владимир Фокин.

Ироничный и чопорный англичанин, маркиз.

- Здравствуйте, Ватсон! – приветствует Виталия Соломина Клюев в роли Майкрофта – брата Шерлока Холмса.

Холеный граф Рошфор. Токарь Воронин, фразы которого ушли в народ.

Борис Клюев – дитя войны, второгодник и трудный подросток, выросший в центре Москвы на Патриарших прудах.

"Драки, коньки", – вспоминает свое детство артист.

В четыре года он потерял отца – остановилось сердце. По страшному совпадению позже так же уйдет из жизни в 23 года и его единственный сын.

"В жизни происходит много непонятных ситуаций", – сквозь слезы вспоминал он уход сына.

Первая роль – в школьном спектакле. Первый успех – в буфете уступают очередь. Он стремительно вытягивается, обретает стать. Его не взяли в Щукинское, но он поступил в Щепкинское училище, откуда сразу же попал в легендарный, когда-то Императорский, Малый театр.

"Представляете, здесь сидело правительство и царь-батюшка. Публика узнавала об этом потому, что адъютант стоял у двери", – показывал он в Малом театре императорскую ложу.

Прослужил здесь полвека, оставаясь верным театру до последнего. 3 сентября должна была состояться премьера, которую теперь посвятят ему.

"Он мог молчать, и зал молчал. Шутил. Он просто выходил, и раздавались аплодисменты", – вспоминает коллегу актриса Алена.

"Высокий, красивый, всегда подтянутый. Он прекрасно играл в теннис, в футбол, возил с собой на все гастроли ракетку, – рассказывает о Клюеве Александр Коршунов. – И на гастролях организовывал всех, кто занимался спортом".

Клюев – профессор, в альма-матер выпустивший не одно поколение студентов.

"Он помогал попасть в кино, на телевидение, как добрый, не строгий отец", – отмечает исполняющий обязанности ректора Щепкинского училища Борис Любимов.

Он до последнего продолжал служить в театре, преподавать и сниматься в кино.

"Дорогой Боря, не сдавайся. Верь в свою судьбу. Ты достоин этого", – обращался актер Борис Клюев к самому себе.

– А эта княжна Мэри – прехоро-о-ошенькая! У нее такие бархатные глаза! Именно бархатные. Я тебе советую присвоить это выражение, говоря о ее глазах...

Одной лишь ее роли – любой – хватит, чтобы понять, почему тогда ходили в театр: в Малый, на Бронной, Маяковского, почему смотрели телеспектакли и почему ходили в кино.

– Вы благородны, умны, богаты. Вы окружили меня, вы дорожите каждым моим словом, вы готовы умереть около моих ног. Я владею вами! А там, у фонтана, ждет тот, кого Я люблю!

"Первая любовь", 1968 год, по Тургеневу. За год до этого Ирина Печерникова отказалась от проб у Гайдая в "Кавказской пленнице" и снялась в "Каменном госте" по Пушкину. Фильм-опера, где звучит не ее голос. А ее, настоящий, с немного детским тембром, который многие бы мужчины хотели слышать в своем доме, все услышали в школьной истории с Печерниковой и Тихоновым – "Доживем до понедельника"..

– Зачем вы так? Предположим, я была виновата, но вы же могли помочь!

– В чем? Если вам нужна их любовь, то они от вас без ума.

– А вам теперь любовь не нужна?

– Любовь зла...

"Моя училка, училка английского языка по фильму "Доживем до понедельника", – вспоминает актер Юрий Чернов. – Мы все ребята, которые снимались в этой картине, были в нее влюблены, влюблены в эту удивительную, нежную, трогательную, беззащитную. Царство ей небесное. Я благодарен судьбе за то, что в моей жизни была эта встреча, это общение с этой замечательной актрисой, с таким замечательным человеком – таким беззащитным, трогательным, трепетным. Она была такая неземная!"

И ревнивая сама к себе.

– Ужель мое предназначение в том, чтоб в век свой слезы лить, терпеть всечасно униженья, о попранной любви тужить и о промотанном именье.

Тирсо де Молина, "Ревнивая сама к себе" – телеспектакль. Актриса, созданная играть любовь, и по Стендалю, и по Джеку Лондону в паре с Юрием Богатыревым. "Вариант "Омега" – снова с Олегом Далем, по Каверину в "Двух капитанах" или со вторым мужем – актером Борисом Галкиным – в "Голубом корбункуле".

"У графини есть драгоценный камень! Голубой корбункул! Это бесценный совершенно камень! Никто не знает, сколько он стоит! Ты должен его похитить!" – подбивала она мужа с экрана кинотеатра его похитить.

Она ушла с экранов внезапно, сразу, сказав уже спустя почти 30 лет, что жизнь сама по себе – это очень интересная штука, даже без театра. И вдруг летом в 2020 году выходит трейлер к новому фильму, где снова история любви. Разумеется, самой настоящей...

– Хочется чего-то такого, на каблучке.

– Ну, поиграли в любовь, и хватит! Это же не всерьез.

– Почему? Все всерьез!

– Выходи за меня замуж.

– Замуж? В платье?

– А ты хочешь голышом?

"Земля Эльзы" режиссера Юлии Колесник получилась словно завещание актрисы. Впрочем, что-то подобное Ирина Викторовна говорила в программе Бориса Корчевникова "Судьба человека" – сообщение в прошлое, себе самой, молодой. И это было опять о любви.

– Что бы себе сказала молодой? О чем бы вы ее предупредили, что бы написали ей в письме после слов "дорогая Ира"? – спрашивал актрису Борис Корчевников в своей программа.

"Я бы ей написала: Будь храброй! Рискуй! Дорожи людьми, друзьями, родными. Люби жизнь! – обращалась к себе Ирина Печерникова. – Она иногда заканчивается очень неожиданно. Успей любить! Это самое главное!"