"Курск": в России прошли траурные церемонии в память моряков-подводников

Сегодня ровно 20 лет со дня одного из самых трагических событий в истории российского флота. 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море затонула атомная подлодка "Курск". Причиной стал взрыв торпеды в носовом отсеке, произошедший из-за утечки компонентов топлива.

Сегодня ровно 20 лет со дня одного из самых трагических событий в истории российского флота. 12 августа 2000 года во время учений в Баренцевом море затонула атомная подлодка "Курск". Причиной стал взрыв торпеды в носовом отсеке, произошедший из-за утечки компонентов топлива. Погибли 118 человек – весь экипаж, а также прикомандированный гражданский специалист.

Везде, где эту трагедию восприняли как личное горе, сегодня чтили память погибших моряков. В Курске состоялась церемония возложения венков к "Мемориалу памяти павших", в которой приняли участие родственники членов экипажа подлодки. В Курске захоронен прах 12 подводников, а командиру лодки Геннадию Лячину присвоено звание почетного гражданина города.

В Севастополе траурные мероприятия начались с богослужения у мемориала землякам, погибшим на "Курске". А затем состоялся митинг-реквием, в ходе которого память подводников почтили минутой молчания. Дань памяти им отдали сегодня и в Мурманске. Церемония тоже прошла у памятника, которым здесь стала рубка "Курска", поднятая со дна Баренцева моря.

И, конечно, совершенно по-особенному этот день прошел на базе Северного флота в Видяеве, откуда подлодка отправилась в свой последний поход, и в Петербурге, где похоронены члены ее экипажа.

Все 118 здесь, на гранитных плитах в алфавитном порядке. Красные гвоздики вот-вот скроют эти имена. Но в Видяево их знают наизусть. Это их друзья, соседи, это их экипаж.

"Помним их всегда и не забываем, самое тяжелое, когда узнали, а помочь нельзя было", – говорит Николай Королёв, мичман запаса ВМФ России.

"Это наш родной экипаж, муж прослужил на "Курске" 4 года", – рассказала Лилия Несен, жена офицера ВМФ России.

Траурные мероприятия проходят на мемориале подводникам, погибшим в океане. Возле гранитной рубки – необычные иконы: вокруг образов Христа и Богородицы – портреты всех членов экипажа.

"За 20-летнюю историю, конечно, огромное количество изменений произошло. Теперь у нас современные корабли и Северный флот обеспечивает глобальную безопасность", – сообщил Андрей Чибис губернатор Мурманской области.

После трагедии изменения начались в самом Видяево.

40 километров на север от Мурманска. Сопки и заливы Баренцева моря. Залив здесь называют губой. Губа Ура вдаётся в материк на 22 километра, а глубина ее достигает 250 метров.

Эта особенность залива позволила в конце 50-х прошлого века сформировать здесь дивизию подводных сил Северного флота.

Это была важнейшая база подводного флота. Отсюда военным морякам открывался путь в любой океан. А в 90-е о них будто забыли.

"Талоны и номера очереди на ладошках. Семимесячный ребёнок, третий на руках и разморожен поселок был полностью. У кого дом уцелел, к тому и ехали, – вспоминает Лилия Несен.

"20 лет назад была такая разруха. Поселок отстроился благодаря тому, что приезжал Путин", – говорит Антонина Гидина.

Зажатый между сопками и заливом – центр Видяево. Здесь ещё в 2003 выстроили спортивно-оздоровительный центр. Дома – отремонтированные и оштукатуренные. Хотя часть была законсервирована. После трагедии люди уезжали. Сейчас вновь приезжают.

"Я очень много знаю из Санкт-Петербурга, которые хотят попасть на лодку. Тут конкурс, так просто не попадёшь", – поясняет Александр Бедников, старший мичман запаса ВМФ России.

"Многие приезжают на контракт. У нас в экипаж парнишка приехал на 5 лет, до сих пор служит", – говорит Николай Королёв.

Панихида заканчивается, минуту стоят молча, под стук метронома. 20 лет прошло, а страна не забыла.

***

Священнослужители поименно перечисляют всех погибших на "Курске". У Никольского Морского собора родные, друзья и сослуживцы подводников встречаются уже в 20 раз.

Здесь вдова командира Геннадия Лячина – Ирина, их сын Глеб, он тоже служит на флоте.

Здесь же Егор Панарин, племянник старшего лейтенанта Андрея Панарина.

Мечтает служить на подлодке: "Мама не хотела, чтобы я шел в нахимовское училище, а бабушка сказала – пусть. А я считаю, что нужно чтить традиции семьи, продолжать преемственность"

В книге, которая вышла к 20-летию "Курска", впервые полностью приводится письмо Андрея Панарина семье, где он рассказывает о предстоящем походе "Курска".

"Мы с мамой в Видяево были, а сестра оставалась в Кировске и вот она позвонила и сказала – тут от Андрея письмо, а уже было известно, что все, что экипаж погиб. Это была такая последняя весточка от Андрея", – рассказывает Ольга Панарина, сестра Андрея Панарина.

В книге "Курск. 20 лет спустя” Игорь Курдин по дням, часам и минутам воссоздает события августа 2000-го. Страна и флот, считает он, усвоили тот страшный урок.

"Сейчас простой матрос контрактной службы получает на Северном флоте около 70 тысяч рублей, командир получает около 250 тысяч. Поселки приведены в порядок, отремонтированы, даже аквапарки построены. То есть социальный вопрос на флоте, будем считать, решен, и зарплату, приличную зарплату, выплачивают вовремя", – говорит Игорь Курдин, руководитель санкт-петербургского клуба моряков-подводников.

Мемориал в честь экипажа "Курска" на Серафимовском кладбище.

"Отчаиваться не надо" – это слова из записки капитан-лейтенанта Дмитрия Колесникова. Он с 22 моряками после взрыва находился в 9-м отсеке, подводники там, как позже установит следствие – были живы еще несколько часов.

В 134-й школе находится самый большой музей, посвященный "Курску" в Петербурге. Здесь хранятся, в том числе, вещи, поднятые со дна моря.

Вот нательный крест мичмана Грязных, ключи от дома и опаленное огнем удостоверение личности мичмана Самоварова, фото жены и дочери капитан-лейтенанта Логинова, плафон лампы аварийного освещения, в свете которой прошли последние часы жизни подводников 9-го отсека

С мамой Сергея Дудко говорим уже не на кладбище, дома легче, хотя со всех стен смотрит на нас статный морской офицер. Вот на этом снимке ему всего 4 года, а он уже в тельняшке.

"Готовился стать военным, наверное, с рождения. Потому что папа военный. Папина фуражка – это было любимое занятие. Еще когда плохо разговаривал, но фуражку если не дашь, то спасайся. И он ее на голову, весь туда провалился и все: "я папа, я папа", – вспоминает Софья Дудко, мать старшего помощника командира подлодки "Курск" Сергея Дудко.

Его могила тоже на Серафимовском. Рядом – Василий Исаенко. Его дочь сегодня привела с собой внучку, которую моряк не успел увидеть.

26 семей живет в Петербурге, все обеспечены квартирами. За происходящим на флоте – следят. Как строят подлодки, совершенствуется подготовка, возрождается школа акванавтов.

В год ВМФ проводит 4 поисково-спасательных учения на каждом флоте. И это лишь часть из выводов, сделанных после крушения "Курска".

Неспроста на Серафимовском, под иконой Николая Чудотворца – покровителя моряков – высечены слова из Евангелия: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". Эти строки и об экипаже "Курска" тоже.

200 экспертиз и почти столько же томов уголовного дела. Мнение командования и уникальные съемки на борту "Курска". Всё это в фильме Саиды Медведевой "Курск. Десять дней, которые потрясли мир".

Драматичные кадры вновь погружают в атмосферу роковых дней августа 2000-го года.

Итак, фильм "Курск. 10 дней, которые потрясли мир" смотрите на канале "Россия 1" в воскресенье, 16 августа, в 23:45. Также в эти выходные его покажет канал "Россия-24".