Тема:

Коронавирус 1 неделя назад

Первая вакцина и тестирование в аэропортах: интервью с главой РФПИ

Первая и вторая фазы испытаний российской вакцины от коронавируса показали, что иммунитет приобрели все без исключения добровольцы. Об этом сообщил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев.

Первая и вторая фазы испытаний российской вакцины от коронавируса показали, что иммунитет приобрели все без исключения добровольцы. Об этом сообщил глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев. По его словам, российским препаратом уже заинтересовались более 20 стран. Все данные о российской вакцине будут опубликованы в августе.

- Кирилл Александрович, вы говорили, что Россия может опередить США в запуске вакцины. Какое у нас в этом отношении есть преимущество и когда, собственно говоря, может быть запущена эта вакцина с учетом того, что клинические испытания, как нам повторяют специалисты, не означает автоматически, что эта вакцина готова к массовому популяционному применению?

- Ну, мы ожидаем регистрацию данной вакцины в течение 10 дней. Безусловно, все процедуры будут Минздравом соблюдены. Они получили уже первые результаты и первой и второй фазы испытаний. Они видят, что результаты очень хорошие. Поэтому, мы безусловно ожидаем регистрацию данной вакцины в России. И если это произойдет в течение ближайших 10 дней мы опередим не только Соединенные Штаты, но и все другие страны, потому что это будет первая зарегистрированная в мире вакцина от коронавируса. Это действительно очень важное достижение. И здесь преимущество идет даже, начиная с того, что первая вакцина была в России еще при Екатерине Великой на 30 лет раньше, чем в Соединенных Штатах. И, безусловно, абсолютно уникальная школа вакцины в Советском союзе, и потрясающие ученые – академик Гинцбург и профессор Логунов, которые имеют замечательную команду, которая в институте Гамалеи реализовала эту вакцину, это действительно величайшие российские ученые, которые все сделали с фокусом на безопасность и эффективность.

- Наверно, в этом тоже кроется ответ на вопрос: почему сейчас в западной прессе столько мы читаем очень странных таких статей по поводу российской вакцины, по поводу того, что она небезопасная. Вы, наверно, сами много читали. Чем вы объясняете?

- Ну да, действительно, это такой пример нечестной конкуренции. И все очень удивились, когда Россия действительно опередила другие страны в создании вакцины и появилось очень много инсинуаций различных. Но факт состоит в том, что и профессор Гинцбург и Денис Логунов, они работали над подобными вакцинами – и лихорадки Эболы, и против MERS на очень надежной базе. Называется аденовирусный вектор. Это фактически очень ослабленный вирус гриппа, который человечество знает уже сотни тысяч лет. И, соответственно, именно этот вирус был выбран для доставки шипа коронавируса как самый безопасный механизм. Доказано во всех странах, что это очень безопасный такой инструмент. Это очень отделяет российскую вакцину от других. Некоторые другие компании используют технологию шимпанзе аденовируса, и ни одна из этих технологий раньше не была одобрена в мире, не была зарегистрирована. Благодаря институту Гамалеи мы выбрали очень безопасный подход и он будет активно использован. Как господин Мурашко заявил, уже в октябре начнется массовая вакцинация россиян, которые хотят получить вакцину. Две наши компании – "Алиум" и "Ирфарм" будут эту вакцину производить, и мы ожидаем, что к концу года выйдем на около 10 миллионов вакцин в месяц в России. Также наблюдается большой интерес от партнеров за рубежом для того, чтобы производить эту вакцину в других странах. Мы видим запрос из более чем 20 стран. Представители более пяти государств сейчас с нами активно работают, чтобы начать производить вакцину российской разработки.

- Вы имеете в виду, чтобы у них на территории этих стран производить нашу вакцину по нашей формуле?

- Да, безусловно, это будет важно для того, чтобы вакцинировались не только россияне. Есть большой интерес и от Бразилии, и от Индии, и от многих других стран, которые очень ждут российскую вакцину, первую вакцину в мире. Все отмечают, что это пример очень командной работы. Президент Путин поставил задачу сделать безопасную и эффективную вакцину – очень активно институт Гамалеи, Минздрав, Минобороны, Минпромышленности, все подключились. Безусловно, это действительно большое достижение, как в нашем понимании запуск первого спутника, который СССР совершил раньше.

- Также мы на протяжении уже достаточно продолжительного времени слышим по препарат авифавир, который показал свою эффективность, по словам также специалистов, которые у нас в эфире выступали. Тоже им интересуются за рубежом. Я не знаю, сколько стран, 20 или не 20, как в случае с вакциной, высказали свой интерес. Насколько сейчас активно продажи идут? Они идут уже, по-моему, да?

- Да, безусловно. И тоже у нас здесь есть хорошее достижение, уже этот препарат поставлен более 15 странам. Это действительно важно, потому что с точки зрения международных противовирусных препаратов, которые поставляются в определенное количество стран, есть фактически два – это американский ремдесивир и российский авифавир. 15 стран покупают наш препарат, и он действительно показывает очень хороший результат. Сегодня мы объявили продажу в Южную Африку и Боливию. Латинская Америка очень активно покупает этот препарат, и, безусловно, ближайшее зарубежье России тоже.

- Если проследить публикации в мировой прессе по поводу вакцин, то вот недавно в журнале "Bloomberg" я прочитал статью, что сейчас все богатейшие страны стоят в очереди за вакциной. И там прослеживалось опасение, что в итоге страны, которые не столь богаты как США, Великобритания, некоторые европейские государства, останутся за бортом вакцинации. Я так понимаю, что здесь как раз Россия может помочь?

- Да, безусловно, мы как раз поэтому работаем с крупнейшими производителями, в том числе Бразилией, Индией, чтобы производить эту вакцину в очень больших объемах. Мы видим платежеспособный спрос из очень большого количества стран, и мы видим, что многие страны должны получить доступ к вакцине. Будет абсолютно неправильно, если только несколько стран вакцинируют людей, а остальные откладывают это на очень долгое время. Поэтому мы считаем, что именно Россия здесь может быть крайне полезна, наша страна будет главным гарантом коронавирусной вакцины в мире. Мы будем получать деньги за нее вакцину, но это будет не какой-то заработок, прибыль, это будет возврат инвестиций.

- Сейчас все с тревогой наблюдают за началом туристического сезона, ожидая, то ли вторую волну, то ли продолжение первой волны, из которой мы, в принципе, по мнению многих специалистов еще не вышли. Еще тогда, когда начала разворачиваться вся история с пандемией, многие говорили, что главным фактором распространения коронавирусной инфекции является как раз массовый туризм. Вы недавно писали, что ключом возобновления авиасообщения с теми или иными странами является массовая тестирование пассажиров. Какова здесь сейчас обстановка?

- Мы видим, что тестирование пассажиров – это абсолютный ключ к восстановлению передвижения, возобновлению туризма. Мировая туристическая отрасль сейчас теряет свыше триллиона долларов от того, что нет перелетов, и мы предложили, в том числе, использование качественных, быстрых тестов в аэропортах. Такие системы мы уже запустили в Шереметьево, завтра мы объявим о запуске данной системы во Внуково, в Домодедово. Мы считаем, что тестирование – это важный элемент безопасности, как самого перелета, так и граждан. Мы считаем, что тот же Европейский союз, некоторые страны стали требовать справки по тестированию по прилету и это важно, потому что неправильно просто запрещать массово прилетать. Мне кажется, что справка о тесте на коронавирус, безусловно, позволяет восстановить пассажиропоток, туризм, в том числе и в нашу страну, если мы будем принимать справки пассажиров, прилетающих к нам.

- В самом начале, когда коронавирус начал шагать по миру, многие возмущались, указывали на то, что, смотрите, гриппом болеют чаще, вирусом иммунодефицита человека болеют чаще, людей от этого гораздо больше умирает, тогда специалисты говорили, что главный фактор здесь неизведанность вот этой заразы, неисследованность, непонятно многим, какой удар именно наносит, то ли это по сосудам, то ли это легочная ткань. Что говорят специалисты, с которыми вы общаетесь, насколько этот вирус изучен?

- Мы, безусловно, гораздо лучше понимаем вирус, понимаем, что он атакует, в том числе, различные органы, а не только легкие и мы научились с ним бороться с точки зрения тестирования, препаратов, вакцины, которая будет. Поэтому мы сейчас в гораздо более мощном состоянии с точки зрения понимания вируса, понимания, как надо предохраняться от него, в том числе – ношение масок, социальная дистанция. Поэтому мы считаем, что сочетание и тестирование антивирусного препарата, и вакцинация, и социальная дистанция – позволит России победить вирус уже в ближайшее время. И те меры, которые РФ приняла, другие страны сейчас также копируют. Мы видим, что во многих государствах до сих пор идут дебаты по тем вопросам, которые Россия давно решила. Россия здесь показала лидерство, поэтому ситуация с вирусом у нас быстро улучшается.

- Кирилл Александрович, будем, конечно, надеяться, что второй волны не будет и не придется предпринимать столь драматичных мер, которые были во всех странах приняты. Я имею в виду, когда люди были вынуждены не работать, закрывались предприятия, закрывались границы, многие из которых до сих пор не открыты. И вот эта изученность как раз и работа ученых принесла тот вклад, который мы сейчас можем назвать прорывом здесь, что мы знаем об этом коронавирусе и как мы можем с ним бороться. Я вас благодарю за то, что вы ответили на наши вопросы, спасибо, что нашли на нас время.