Кто и как опустошает счета россиян


pxfuel.com

Тот случай, когда тот, кто платит, не заказывает музыку. Всевозможные коучи и самозваные преподаватели активизировались в интернет-пространстве. Они предлагают свои услуги по любому поводу. Готовы решить любую задачу, будь то семейные сложности, проблемы со здоровьем или желание заняться спортом. Самозваные гуру уверяют, что могут взяться за любой уровень сложности. Но, конечно, за деньги. Причем один платеж клиента может перерасти в нескончаемый финансовый поток до полного опустошения кошелька. Как заплатить и не обмануться?

- Давайте, девочки, по-честному. Мы … (обманываем) мужиков! Ну реально!

Блондинка с ярко-алыми губами Катерина Любимова себя называет опытным сексологом. Говорит без тени смущения и скромности.

- Единственный человек, который знает, как реальные фишки работают, это я. Все!

С так называемыми фишками, видимо, что-то пошло не так. Москвич Николай – свое лицо он показывать стесняется – оказался на грани развода с супругой после того, как та доверилась откровенному коучу из Интернета.

- Жена практически полностью провалилась в Интернет. Она участвует в каких-то секс-марафонах, у этих же коучей покупает какие-то игрушки для взрослых. Она практически перестала реагировать на дочь, которая подходила, просила внимания.

Самое страшное, что пострадала шестилетняя дочь – она стала невольным свидетелем практических занятий для взрослых в режиме онлайн. Сейчас с ребенком работают психологи. Именно дети чаще всего становятся жертвами такого влияния.

"Ребенок проходит мимо, ребенок стоит около мамы, ребенок обращается к маме, ребенок пытается привлечь внимание мамы – мама полностью погружена в Интернет", – говорит главный эксперт ГБУ "Московский исследовательский центр", доктор психологических наук Екатерина Васкэ.

Профессор Екатерина Васкэ такое воздействие называет крайне опасным. Самозваные гуру, которые вещают в Сети наряду с другими блогерами, зачастую проповедуют совсем не истинные ценности и знания, а созданные ими сообщества больше похожи на деструктивные организации.

"По механизмам психологического воздействия это по типу адепт-гуру – учитель-ученики. То есть, человек попадает в информационное кольцо, он не может из него выйти, потому что он постоянно получает информацию от этой общности "Мы", она постоянно пополняется", – объясняет Екатерина Васкэ.

Онлайн-трансляции и общение почти круглые сутки – этакое безальтернативное погружение. Коучи могут затеять эфир в любое время – утром, днем, ночью. Особенно они активизировались в период пандемии, когда люди были вынуждены находиться дома и нуждались в простом человеческом общении.

- Отпустите все заботы, все проблемы. Просто расслабьтесь.

Правда, чаще коучей заботят не проблемы человека, а его деньги. Цель – выкачать как можно больше средств клиента. Дескать, чакры открываются лишь после оплаты.

- Отдавайте, пожалуйста. Когда мы работаем с мечтами, очень важно отдавать. Получили что-то полезное – отдайте.

Общение с гуру в рамках VIP-пакета стоит дороже. Забыть заплатить не получится. Напоминают сами мастера.

- Почему вы до сих пор не пошли и не оплатили марафон?

Материал, который дают своим подписчикам некоторые интернет-коучи, у специалистов вызывает тревогу.

- Печень одета в капсулу. И вот эта капсульная структура, она натягивается.

"Такими псевдокоучами, такими псевдоэкспертами становятся и мошенники, и не совсем психически здоровые люди, – говорит Екатерина Васкэ. – Их огромное количество. Построены они на том, что, во-первых, это естественно, зарабатывание денег для самих этих денег, во-вторых, это продажа взрослых игрушек и различные марафоны абсолютно разного формата".

Опасность деструктивных сообществ в том, что они нередко скрываются под видом безобидных и полюбившихся многим пользователям марафонов. Тренинги проходят в социальных сетях или мессенджерах – как правило, в закрытых группах. Участникам даются разные задания, которые нужно обязательно выполнить, чтобы в итоге достичь цели.

"Очень много этого деструктивного контента как раз основано на том, чтобы расстаться со своей прошлой жизнью. Сейчас мы тебя научим, как надо жить, ничего для этого особенно делать не надо. Плати деньги – и мы вместе, и мы сейчас тебе все расскажем", – говорит Екатерина Васкэ.

Со своими подписчиками виртуальные учителя не церемонятся.

- Полезная еда есть? Какой … это сказал, кто?

Еще один мастер себя называет Мариной Дебошир. Блогер лечит дыханием и прогреванием ног. Работает в закрытых сообществах по предварительной оплате.

- Слабость от чего? Не знаю, от мозгов. Что за вопрос? Господи, ну что за вопрос, а?

Критику в свой адрес дама не переносит.

- Мне абсолютно все равно, что там не зашло в моем тексте. Абсолютно все равно!

Именно после лекций госпожи Дебошир москвичка Юлия решила привести в гармонию свое питание и полностью перешла на биологически активные добавки – заказывала их через Интернет по рекомендациям коучей.

- Вот это – только часть тех банок, которые пила сестра моя, поила ребенка.

О странных увлечениях специалистам рассказала сестра Юлии. Она пообщалась с нами на условиях анонимности. Самое страшное, говорит она, что Юлия подсадила на БАДы и свою дочь.

- Девочка однажды покрылась сыпью и, несмотря на то, что я просила обратиться к врачу, она отказалась это сделать, ссылаясь на рекомендации интернет-коучей.

Блогеры и коучи чаще всего рекламируют в соцсетях именно биологически активные добавки – здоровое якобы питание привлекает многих. Так, в апреле прошлого года в центре скандала оказалась 29-летняя Елена Корнилова. Блогер – как выяснилось, с поддельными дипломами – предлагала подписчикам лечить болезни БАДами. Добавки самоназванный специалист по биохимии советовала покупать только в ее онлайн-магазинах по промокоду.

Это вызвало возмущение среди профессиональных медиков. В итоге страничку заблокировали. Особенно БАДы опасны для детей, которым взрослые, погруженные в новую жизнь, навязывают странные правила.

"В БАДы добавляют даже психостимуляторы, антидепрессанты, добавляют вещества, противовоспалительные препараты, которые могут вызвать обострение хронических заболеваний и привести к непредсказуемым результатам", – говорит доцент кафедры эндокринологии Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова Елена Демина.

Специалисты говорят: заплатить и обмануться может каждый. Пользователи, попадая в информационное кольцо, теряют голову.

"Человек не воспринимает, он не считает, что что-то не так, он начинает верить во все это, когда еще он погружен в совершенно разные течения, и в этой, и в этой, и в этой, и он начинает жить в этих иллюзиях, в этой общности "Мы", подбадриваемый, подпитываемый и подталкиваемый к дальнейшим действиям, то он не захочет идти никуда ни к какому психологу, он считает, что у него все хорошо", – говорит Екатерина Васкэ.

Для того, чтобы войти в доверие, создатели деструктивных сообществ представляют себя как авторитетных коучей, а потом оказывают на своих подписчиков психологическое воздействие, которое в итоге приводит к деформации личности. Особую опасность, по словам специалистов, представляют сексуальные марафоны – в них все чаще вовлекаются несовершеннолетние.

"Просто волосы дыбом встают от того, в какой форме еще это и преподносится. Поскольку это происходит в интернет-пространстве, то такие преступления носят латентный характер, то есть, они скрыты, и, к сожалению, не всегда родители могут сразу увидеть, что ребенок стал жертвой преступных посягательств", – говорит Екатерина Васкэ.

Почти все мастера работают в удаленном формате и по строгой схеме: сначала деньги, потом услуги.

Занятия на дистанции – как простор для манипуляций. Одно дело общаться с глаза на глаз, а другое – в Сети через экран. Виртуальные коуч-мастера ловко заманивают всех желающих на свои вебинары. Сами они при этом работают максимально осторожно и тщательно держат дистанцию, словно опасаясь возможного преследования.

Законодатели говорят: отличить мошенников от малоэффективных представителей новомодных движений, которые предлагают личностный рост и тренинги, зачастую крайне сложно.

"Законодатель всегда будет на шаг позади. И кроме того, на каждый конкретный случай закон не напишешь. Каждый человек должен принимать для себя самостоятельное решение, находясь на просторах сети Интернет: платить ли деньги за какую-то информацию, которую он считает для себя полезной", – говорит первый зампред комитета Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский.

По словам юристов, с правовой точки зрения к деятельности коучей сложно придраться. Клиент ведь сам выбирает: платить или нет, соглашаясь на все условия.

"Это, по сути, договор публичной оферты. Со стороны исполнителя услуг есть маркетинг, а со стороны потребителя – желание", – говорит первый заместитель председателя президиума коллегии адвокатов, доктор юридических наук Людмила Айвар.

Другой вопрос – платят ли организаторы виртуальных сообществ налоги? Тем более, что многие из них причисляют себя к самозанятым. Для клиентов, которые ищут понимания и общения, это вряд ли имеет значение. Проблема одиночества в жизни и в Сети не теряет актуальности. Потому желающих просто поговорить или даже посмеяться не становится меньше. И за это многие, похоже, готовы платить.